Украинские АЗС уже давно перестали быть просто топливным ретейлом. Они больше, чем сети с сопутствующими товарами. Это целые многофункциональные комплексы, предоставляющие разноплановые услуги по нетопливным продажам: питанию, напиткам, продажам товаров, возможности снятия наличных через кассу, почтоматы и т.д.
Розничная торговля как одно из направлений нетопливных продаж в сети АЗС
Увеличить прибыль на АЗС можно даже в текущей ситуации на рынке. Одно из таких направлений – развитие нетопливного ритейла путем построения небольших магазинчиков возле АЗС и кафе. В Западной Европе такие комплексы генерируют уже больше половины прибыли для АЗС. Другими словами, продажа шоколада, хот-догов или просто сладкой воды является выгодным источником прибыли, как и продажа горючего.
Согласно статистике в Украине, покупка вместе с топливом сопутствующих товаров и услуг приносит АЗС 15-30% оборота сети, а конверсия топливных чеков в нетопливные превышает кое-где почти 100%. Большую долю нетопливных продаж составляют магазины и заведения питания, от 12-20%.
Дополнительный комплекс услуг, который можно внедрить на АЗС
С каждым годом количество услуг на АЗС растет, например, кроме розничной торговли на АЗС можно добавить следующий перечень услуг:
- доставку продуктов и еды из магазинов
- почтоматы «Новой Почты»
- точки выдачи Rozetka
- напитки и товары to go
- возможность бесплатного подключения к Wi-Fi
- онлайн-магазин горючего
В зависимости от расположения АЗС (на трассе или в городе) и от ее структуры трафика можно разместить химчистку, обменник валют, банкомат для снятия наличных. Если АЗС сотрудничает с международным аэропортом, можно добавить услугу упаковки багажа и онлайн табло с расписанием рейсов. Большим преимуществом пользуются мобильные приложения от АЗС. В таких приложениях можно заранее выбрать колонку, марку, просмотреть цены на товары и т. п. Не обходите и программы лояльности, кроме расширения возможностей и бонусов при покупке горючего, это значительно повышает сервис в глазах ваших клиентов.
Автоматизация бизнеса как комплексное управление процессами деятельности АЗС
Обеспечение роста и развития продаж сопутствующими товарами сети АЗС требует современного технологического IT инструмента, позволяющего управлять процессом продаж, планированием закупки, ассортиментом товаров на АЗС и т.п.
В ходе проекта компания We.Code предложила топливному рынку Украины систему, позволяющую избежать залежей не ходового товара, всегда иметь в торговых точках самые актуальные позиции, анализировать динамику продаж по группам товаров, прогнозировать потребности товарного ассортимента. В частности, реализованы следующие функциональные возможности: разработан специализированный интерфейс «Центральный заказ», регистры сведений и справочники, поставщики магазинов, константы, установление норм остатков товаров на магазинах, группы продаж магазина, регистрация цен поставщика, обработка «Прием товаров».
Результатами проекта стали:
- Организация процесса центральных закупок
- Оптимизация остатков товаров на АЗС
- Уменьшение ошибок и ручной работы сотрудников
Система сопутствующих товаров и услуг является существенным фактором лояльности клиентов, позволяющим быть эффективным игроком на рынке АЗС. Это одно из антикризисных средств, которое делает вас сильнее и позволяет оставаться в тонусе даже в периоды турбулентностей.